06.09.2016 Автор: Елена ЕРШОВА Российские провайдеры ЦОДов строят облака, но о полноценных сетях дата-центров пока говорить не приходится.
Сейчас в России о своей готовности предоставить те или иные облачные сервисы заявляют около 90 компаний. Из них только 20% владеют с обственными технологическими площадками разных масштабов и уровней исполнения. Так, «старейшины» рынка ЦОДов Stack Group, КРОК, «Сервионика» («Ай-Теко») используют под виртуальные решения потенциал дата-центров традиционного типа; DataLine организовала облачную инфраструктуру на базе двух столичных территориально удаленных комплексов ЦОДов разных технологических поколений; компания «АйЭмТи», владелец недавно построенного «профильного» дата-центра CloudDC (пока единственного в России), делает ставку на модульную технологию; компания «Филанко» (бренд DataHouse) опирается на ресурсы собственной междугородной сети традиционных дата-центров, функционирующих в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Киеве; компания 3data, которая сегодня представлена в Москве сетью небольших клубных дата-центров, в перспективе намерена организовать точки присутствия в Петербурге и Риге. Однако назвать эти облачные инфраструктуры сетевыми можно лишь с натяжкой: владелец полноценной облачной сети должен иметь несколько территориально разнесенных площадок, рассчитанных на размещение стоек с нагрузкой 15 кВт и более. Таких на сегодняшний день в России нет. Тем не менее уже практикуется партнерское взаимодействие владельцев ЦОДов под задачи крупного облачного провайдера. Пригодность дата-центра к предоставлению облачных сервисов во многом зависит от бизнес-модели владельца. Если его основная целевая аудитория – клиенты, использующие классические серверы и аппаратно-программные комплексы, то при грамотном управлении температурно-климатической нагрузкой в машинном зале традиционного ЦОДа можно разместить несколько высоконагруженных стоек, укомплектованных облачными блейдами, что с успехом и делают. Если же владелец ЦОДа намерен активно сотрудничать с разработчиками и поставщиками облачных решений, то возможность установки стоек с тепловыделением 10–24 кВт должно быть учтена еще на этапе проектирования. С этой точки зрения выигрывают проекты, реализуемые по модульным технологиям на основе фрикулинга. Даже при изначальной ориентации на классический colocation их можно по ходу развития проекта перепрофилировать под размещение большого количества стоек с блейд-оборудованием. Хороший пример такой площадки – ЦОД IXcellerate, который, пожалуй, можно назвать сегодня чемпионом по числу присутствующих в нем облачных провайдеров, причем сама компания облачных сервисов не предоставляет. Подобной стратегии придерживаются ЦОДы SDN.SPB и Stack24 (Казань). По оценке iKS-Consulting, в ближайшие несколько лет следует ожидать активного роста востребованности сервисов, связанных с хранением больших массивов данных и медиаконтента, что, в свою очередь, приведет к изменению структуры бизнеса провайдеров дата-центров. Так, если в 2014–2015 гг. на долю облаков в доходах владельцев ЦОДов в среднем приходилось порядка 15%, то в 2018 г. этот показатель увеличится вдвое. Наиболее выигрышное положение в этом плане – у интеграторских холдингов (DataLine, «Ай-Теко», Caravan), а также у узкопрофильных (Stack Group, «АйЭмТи»), которые могут предложить и инфраструктурные сервисы, и собственные программные разработки, и лицензионные программно-платформенные решения. Не исключено, что часть владельцев дата-центров будет использовать (или уже использует) обе модели. Вместе с тем чисто облачные провайдеры по-прежнему будут наращивать свое присутствие, прибегая для этого к ресурсам одного или нескольких партнеров-цодовладельцев (уже сегодня на рынке известны примеры удачных «сетевых» альянсов). |