Облака: переходный возраст

Статьи

08.04.2014   Автор: Евгения ВОЛЫНКИНА

ИКС № 04 2014

Автор: Евгения ВОЛЫНКИНА, журналист, обозреватель ИКС

Облака: переходный возраст

Несмотря на бурное развитие рынка облачных сервисов, до раскрытия хотя бы половины их потенциальных возможностей еще очень далеко не только в России, но и в мире.

Третья ежегодная конференция Cloud & Mobility – 2014, организованная журналом «ИКС», собрала поставщиков и провайдеров облачных и мобильных решений, а также их корпоративных пользователей. С каждым годом голос пользователей становится все более значимым, поскольку опыт, шишки и грабли «испытателей» ценны не только для потенциальных и реальных коллег, но и, конечно, для тех, кто эти сервисы создает и продает.

Не только деньги. Заказчики хотят иметь дело с провайдером, которому можно доверять, но при этом, как отметил директор по исследованиям мобильных и беспроводных технологий 451 Research Крис Хазельтон, они хотят находиться на «месте водителя», т.е. контролировать процесс перехода в облако и свое дальнейшее пребывание в нем. Времена «водителей-испытателей» облачных сервисов, судя по всему, будут продолжаться еще не один год, и не только в России, где объем рынка пока очень мал, но и в развитых странах мира, где несмотря на гораздо более высокий общий уровень автоматизации и информатизации, облачным сервисам все равно есть куда расти. По данным 451 Research, темпы роста глобального рынка облачных услуг в 2014–2016 гг. составят 20%. Причем этот рост будет происходить одновременно с трансформацией роли ИТ-директоров компаний и взглядов руководителей бизнеса на отдачу от ИТ: если раньше от информационных технологий требовали прежде всего снижения затрат компании, то теперь все больше внимания уделяется роли ИТ в предоставлении бизнесу услуг с нужным уровнем качества.

О необходимости изменения отношения к облачным сервисам со стороны ИТ-специалистов и руководителей бизнеса говорил и главный архитектор центра компетенции по облачным решениям IBM в России и СНГ Кристоф Рафальски. До сих пор бизнес-руководители компаний, инициируя проекты модернизации своей ИТ-инфраструктуры (в том числе с переходом на облачные сервисы) в качестве основного их обоснования выдвигали необходимость минимизации издержек. Такой подход означает, что информационные технологии вообще и ИТ-подразделения в частности рассматриваются компаниями как статья расходов, сокращая которую можно оптимизировать издержки бизнеса в целом. Достаточно часто выбор облачных сервисов и их провайдеров делается руководителями компаний в обход собственных ИТ-служб, тогда как для бизнеса было бы более продуктивно рассматривать свои ИТ-подразделения в качестве деловых партнеров, а облачные сервисы – как средство обеспечения деятельности компании. Тогда инвестиции в ИТ-инфраструктуру и в ИТ-специалистов будут вложениями в активное развитие бизнеса. Как показывают опросы IBM, компании, оказавшиеся в первых рядах приверженцев облаков, наращивают свои доходы почти вдвое быстрее тех, кто относится к облакам скептически. По мнению К. Рафальски, происходит это за счет того, что использование облачных сервисов повышает прозрачность деятельности компании, обеспечивает ускоренную разработку новых услуг и новых продуктов, повышает эффективность коллективной работы сотрудников и компании в целом.

Российские особенности. Если в мире, по данным Gartner, в прошедшем 2013 г. объем рынка облачных услуг составил $128 млрд, то в России речь идет о намного более скромных цифрах: по данным iKS-Consulting, озвученным Константином Анкиловым, управляющим партнером этого агентства, в 2013 г. российские пользователи потратили на облачные сервисы в сумме 6,9 млрд руб., из которых 4,4 млрд руб. пришлись на сервисы публичных облаков, а 2,5 млрд руб. – на частные облака. Причем, по прогнозам, вплоть до 2018 г. доли публичных и частных облаков будут сравнимы, и в абсолютных цифрах их объемы составят 27,7 млрд руб. и 20,4 млрд руб. соответственно. Отметим также, что вытеснения частных облаков публичными, о которых давно говорят некоторые провайдеры и поставщики облачных решений, не происходит ни в России, ни в мире. Объясняется это не только соображениями информационной безопасности и не всегда адекватными опасениями заказчиков, а целой совокупностью факторов, в которой немалую роль играет цена вопроса – для SMB в любом случае экономически выгодны публичные облака, а для крупной компании – частные (пусть даже они находятся на территории провайдера). К особенностям российского рынка и его отличиям от глобального следует отнести гораздо более высокую долю государственных заказчиков в формировании этого рынка. Именно государство выделяет немалые бюджеты на электронный документооборот, онлайн-услуги для населения, разработку услуг для электронного правительства и интеграцию данных различных государственных органов о предприятиях и гражданах. Вместе с крупным бизнесом госсектор занимает больше трети рынка облачных сервисов. Однако удельный вес расходов компаний и госсектора на облачные сервисы по сравнению с общими затратами на ИТ остается низким – по данным iKS-Consulting, он составляет всего 1,2% от «реалистичного» потенциала, а от «оптимистичного» – 0,2–0,3%.

 

 

Аналогичные выводы делает аналитик рынка ИТ и телекоммуникаций Александр Герасимов: объем российского рынка облачных сервисов фактически равен нулю, потому что ни одна из существующих облачных услуг не соответствует строго всем критериям облачности, определенным институтом стандартов NIST (самообслуживание по запросу, свободный сетевой доступ к услуге, наличие пула ресурсов, измеримость сервиса), и правильнее говорить пока лишь о движении существующих услуг к соответствию этим критериям. И такое движение есть. Пока затраты провайдеров на предоставление традиционных ИТ-сервисов и облачных услуг практически равны, но такая ситуация наблюдается лишь потому, что проникновение облачных сервисов в любой отрасли экономики составляет единицы процентов даже на мировом рынке, не говоря уже о российском. Когда же доля облачных услуг увеличится хотя бы до 20–30%, то затраты на облака резко снизятся. Причем процесс уже пошел: недавно ряд крупных провайдеров публичных облачных сервисов объявили о снижении цен на свои услуги в 3–5 раз.

За и против. Экономические соображения по-прежнему остаются главным доводом в пользу облаков. Однако сам переход в облако тоже стоит денег и иногда очень серьезных, поэтому грамотный заказчик, выслушивающий агитацию поставщиков и провайдеров облачных решений и сервисов, все-таки при принятии решения о создании собственного частного облака, об использовании сервисов публичного облака или развитии имеющейся ИТ-инфраструктуры учитывает многие факторы. Как заметил Александр Соколовский, директор по ИТ Российского фонда прямых инвестиций, переход в облако внешнего провайдера и даже строительство своего частного облака – это не только экономия, получение которой, вообще-то, еще необходимо доказать, но и целый набор рисков (безопасности, непрерывности бизнеса и т.п.), которые нужно уметь объективно оценивать. И если оказывается, что ИТ-инфраструктура и так нормально работает и устраивает бизнес, если нет каких-либо критических проблем типа острой необходимости наращивать ресурсы в условиях лимита площадей, то переход в облако нельзя считать первоочередной задачей.

Ждет своего решения и пресловутая проблема информационной безопасности. Причем не столько технического решения, сколько изменения мнения об опасности облаков в среде заказчиков. С точки зрения законодательства для коммерческих компаний никаких препятствий к использованию облачных сервисов нет. Михаил Емельянников (консалтинговое агентство «Емельянников, Попова и партнеры») подчеркивает, что в российском законе «О персональных данных» (известный № 152 ФЗ) нет ни слова о запрете размещения российских информационных систем в облачной инфраструктуре, в том числе в инфраструктуре зарубежного провайдера, а в Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (ETS № 108) прямо говорится о том, что требования безопасности не могут являться основанием для препятствования обмену информацией между странами – участницами конвенции, которая подписана и Россией (№ 160 ФЗ от 19.12.2005). И даже среди банков, которые любят ссылаться на повышенные требования инфобезопасности, уже есть немало примеров использования облачных сервисов. Особенно это касается небольших банков, не имеющих достаточно квалифицированной и многочисленной ИТ-службы, способной выстроить все системы защиты, которые от них требует Положение ЦБ РФ № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств...». Именно они становятся клиентами тех облачных провайдеров, которые могут предоставить соответствующие средства защиты на своей инфраструктуре. Хотя, конечно, крупные банки предпочитают решать подобные задачи самостоятельно.

Для заказчика также важно наличие возможности смены провайдера облачного сервиса, причем, как подчеркнул Григорий Корнилов из «Лаборатории Касперского», чем быстрей клиент сможет проделать этот маневр, тем выше будет его доверие и ко всем провайдерам, и к самой концепции облачных сервисов. Разработчики ведущих облачных платформ заявляют об отсутствии проблем с «переездом», но заказчикам, для которых критична непрерывность бизнеса, неизбежно придется задуматься о повышенном уровне резервирования, что может свести на нет всю планируемую экономию на облаке.

Даже провайдеры стали гораздо более сдержанными в пропаганде облаков. Руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline Леонид Аникин отмечает четыре основных преимущества облака – заказчику не надо строить свой собственный дата-центр, ему не надо тратить деньги на обслуживание компьютерного «железа», инженерной и ИТ-инфраструктуры, ему не нужна служба эксплуатации этой инфраструктуры и он избавляется от рисков прогнозирования объемов ИТ-мощностей. Однако он признает, что все эти плюсы облаков не для всех являются таковыми. Если собственный ЦОД у компании уже есть или имеются деньги на его строительство, то первый довод не работает. Так же и с обслуживанием «железа» и специалистами по эксплуатации – если все это уже есть и действует как часы, то рушить построенное неразумно. Последнее преимущество гибкого изменения потребления ресурсов и сервисов в облаке не работает в тех компаниях, бизнес которых не связан с сезонными или любыми другими всплесками и падениями нагрузки.

В принципе ситуация во всех секторах рынка облачных сервисов сейчас упирается не только в проработанность облачных решений, но и в немалой степени в уровень зрелости самих заказчиков, в способность не только их ИТ-директоров, но и топ-менеджеров разобраться в облачных технологиях, понять, в каких случаях облака имеет смысл внедрять, а в каких – нет, соответствующим образом организовать свои бизнес-процессы и построить (или перестроить) свою ИТ-инфраструктуру. Как правильно заметил начальник отдела защиты информации Банка Москвы Василий Окулесский, облака нужны тем, кто для них созрел.

А пока облака, их разработчики, провайдеры и большинство потенциальных заказчиков переживают трудности переходного возраста.