15.02.2017 Автор: Никита МЕРКУДАНОВ Если компания уходит в облака, на «землю» она уже не вернется. По крайней мере, в моей практике таких случаев не было. В 2010 г. облачные сервисы были в диковинку – за их внедрением обращались один-два клиента в месяц. Теперь количество тех, кто уводит бизнес в облака, измеряется сотнями в месяц. Тенденция роста интереса к SaaS повсеместна: на Западе «коробок» практически не осталось, большинство компаний перешли на облачные сервисы. Одна из причин растущего интереса кроется в гибкости сервисов: облачная инфраструктура максимально быстро и легко меняется согласно потребностям клиента. Это совершенно другой уровень удобства. Так, бизнес-процессы компании, в которой работают, к примеру, пять человек, отличаются от бизнес-процессов более крупной организации. Малый бизнес быстро развивается: компания может вырасти вдвое и втрое, изменить сферу деятельности, структуру и т.д. Облака позволяют максимально просто и быстро подстроиться под эти изменения без замены оборудования, закупки программных продуктов и при этом сохранить продуктивность работы. Еще одна причина – простота. С покупкой «железа» и необходимых программ работа только начинается: нужно подключить, установить, настроить и обслуживать инфраструктуру. Следовательно, нужно найти ресурс внутри компании или отдать эти работы на аутсорсинг. Поломка компьютера или сервера может обернуться потерей важных для бизнеса данных, а главное – времени. Облачный сервис позволяет не зависеть ни от сервера, ни от собственного компьютера: если он ломается, клиент сможет продолжать работу за другой машиной. Облака дают клиенту возможность заниматься делом, сфокусировавшись на ключевых задачах, а не распылять силы и время на вспомогательные функции. Пользователи облачных сервисов – не только компании малого бизнеса и стартапы, хотя именно они и составляют основную массу клиентов. Также SaaS подходит проектным компаниям, например, строительным – облако позволяет быстро начать работу, открыв проектный офис, и с минимальными затратами свернуть проект и закрыть офис, когда в нем отпадет необходимость. Кроме того, облака интересны банковской сфере. Ресурс банков позволяет строить собственные дата-центры и вовсю пользоваться удобством облачных сервисов – частных облаков. Появление облаков в российской практике стало возможным благодаря созданию платформ виртуализации и возможности строить виртуальные инфраструктуры. Первоначально дата-центры базировались за рубежом, но со временем компаниям стало хватать собственных технических возможностей. Кроме того, российское законодательство сейчас запрещает хранение персональной информации за пределами РФ. Работа в облаке практически ничем не отличается от работы с ПО, установленным на компьютере, разве что интернет становится жизненно необходим. Кардинальными изменения могут быть только при внедрении IaaS-сервисов, предполагающих полный или частичный перенос инфраструктуры из серверной заказчика на мощности облачного провайдера. Например, один наш клиент решил целиком перевести свою компанию на удаленную работу, что потребовало заменить все стационарные компьютеры на ноутбуки и планшеты, перейти на облачную IP-телефонию и совершенно изменить бизнес-процессы. Облака меняют роль поставщика услуг: провайдер должен быть для заказчика экспертом, подбирающим нужный клиенту вариант, объясняющим, к чему в будущем может привести та или иная доработка решения. Главный довод в пользу облаков – возможность для бизнеса заниматься своим делом, сохранив профессиональное ИT-обеспечение. |