18.02.2019 Автор: Борис Щербаков С тезисом о том, что цифровая трансформация неизбежна, сегодня согласны даже скептики. Готовы меняться и модернизироваться компании с любыми бизнес-моделями во всех странах и отраслях. Лидерами становятся не большие, а дерзкие и технологичные компании. Однако любой процесс трансформации неизбежно влечет трудности. Недавнее исследование Dell Technologies, проведенное совместно с Intel и Vanson Bourne (оно охватило 4600 руководителей от уровня директора до топ-менеджера в 42 странах и регионах), показало, что 91% руководителей бизнесов во всем мире сталкиваются с постоянными препятствиями на пути к цифровой трансформации. И это сильно подрывает их веру в силу диджитализации и свою компетентность. Ответы менеджеров российских компаний позволили составить топ-5 проблем, которые мешают цифровой трансформации в нашей стране. На первое место вышло отсутствие необходимых ресурсов и бюджета (на него пожаловалась половина опрошенных), на втором – отсутствие необходимых знаний и навыков у персонала (отметила почти треть компаний – 29%). Примерно равное количество респондентов винят в пассивной модернизации незрелую цифровую культуру (27%), нормативные или законодательные изменения (26%), нерешенные вопросы безопасности и конфиденциальности данных (25%). Что влекут за собой эти проблемы? Во-первых, крайнюю неуверенность топ-менеджмента компаний в том, что надежность их бизнеса получится подтвердить в ближайшие пять лет: такие опасения выразили почти все опрошенные в России руководители. С большой вероятностью возникнут трудности с выполнением нормативных требований, таких как закон о персональных данных, а также с обеспечением безопасности данных – причем как персонала, так и заказчиков. Фактически эта печальная картина означает одно: крах бизнеса компании. Есть ли универсальный путь преодоления этих препятствий, панацея для любой страны, отрасли, бизнес-модели? Сегодня каждой компании становится доступно все большее количество средств разной степени эффективности для улучшения производственных и бизнес-процессов. Единственный способ сделать правильный выбор – это четкое, поэтапное и подробное планирование процесса цифровой трансформации, сдобренное методиками эффективного менеджмента и визионерским мышлением руководства компаний. Искусственный интеллект, машинное обучение, облачные технологии и Edge Computing обещают стать важнейшими технологиями для конкурентоспособности предприятий. Однако далеко не все компании четко понимают, как правильно их использовать, как извлекать максимум из внедрения для операционной и финансовой деятельности, и что делать, если на пути их интеграции в инфраструктуру предприятия возникнут наши пять препятствий. Компании, решившиеся на внедрение таких технологий, нуждаются в немедленном аудите своих операций и процессов для того, чтобы понять, где именно существуют технологические пробелы. Например, опыт работы с крупными компаниями, исследующими свои возможности модернизации, позволяет сделать вывод о том, что проблемы кроются в недостатках корпоративной культуры и структуры организации. К планированию процесса цифровой трансформации нужно привлекать и сотрудников компании, и производителей оригинального оборудования (OEM), с которыми компания работает. Лучше заранее беспристрастно оценить оснащенность и уровень технологического развития своего предприятия, а также понять, как и с какой эффективность будут работать новые для бизнеса решения. Так можно будет с большой точностью спрогнозировать изменение модели управления бизнесом. Для тех компаний, чьи бизнес-процессы протекают в офисной среде, критически важным становится выстраивание корпоративной культуры нового типа. Неизбежная трансформация рабочих мест сделает офисное пространство умнее, технологичнее, а значит и востребованнее. Если вы хотите привлечь молодых специалистов, готовых работать в цифровой бизнес-среде, обойтись без этого уже не получится: по данным исследования Future Workforce Study, поведенного Dell EMC еще в 2016 году, 42% миллениалов заявляют, на нетехнологичном рабочем месте они не задержатся. Не стоит забывать, что для многих предприятий основанием их коммерческого и операционного успеха становится интернет вещей. Получение выгоды от внедрения IoT обеспечивается выполнением запланированных этапов. Во-первых, компания должна добиться простой, быстрой и бесшовной интеграции решений. Во-вторых, понять, как получать выгоду от сбора и анализа данных. В третьих – защитить эти данные на всем пути их использования. Тех, кого пугает цифровизация, в России все же больше, чем в других странах. Российские компании пережили немало потрясений и опасаются любых революций, пусть даже цифровых. Сильный административный ресурс и старые модели управления также тормозят изменения в мышлении руководителей бизнесов в нашей стране. Но цифровая трансформация не знает границ, и пользоваться ее выгодами могут компании по всему миру. Игнорировать технологические изменения уже сегодня невозможно – и невыгодно. Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор, Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии. |